Описание открытого урока (зачёта 2-го семестра) по сценической речи отделения «Актёр театра кукол». 23.05.2014год. Начало урока в 12.45. кабинет 2-9
Сатира: история и особенности жанра
Студент курса, на протяжении второго семестра, выполнил на оценку каждое из перечисленных ниже заданий. В журнале зафиксирована оценка на день сдачи. Все произведения досконально разобраны, сделана работа над ошибками и была дана возможность исправить свою первую оценку. Студенты подробно познакомились с тремя жанрами сатиры: Басня; Эпиграмма; Памфлет. Теоретически подкованы, и готовы, на открытом уроке, ещё раз доказать это. «Под ключ» подготавливается весь материал второго семестра, так как сдача будет проходить по билетам, и никто из студентов не может точно знать, что ему попадётся.
Цель открытого урока:
v Обратить внимание студентов на дальнейшее, углублённое изучение жанра, на характерную особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.
v Побудить интерес новых знаний, возбуждающих интерес к определенным фактам языка, постановки проблемных вопросов в прозаическом жанре «Притча».
v Доказать самим себе о необходимости заучивания наизусть, тренируя свою память, интуицию, логику.
v Свободная работа с планшетом на зрителя при чтении прозы.
Ход урока:
- Общие вопросы по теме «Сатира». Свободная работа в классе на активное включение в тему всех присутствующих.
От названия чего произошло слово «Сатира»?
Каким жанром являлась Сатира в самом начале своего появления?
Что является основой Сатиры?
Характерные особенности сатиры?
Что такое: Ирония? Гипербола? Гротеск?
Какими авторами представлена Русская сатира первой половины 20 века?
- Тренинговая разминка
- Заучивание стихотворения в первом чтении за 5 минут
- Выполнение заданий по билетам.
ТЕМЫ БИЛЕТОВ
- Тренинговая цепочка. Выполняется на звучании ритмического звукоряда. В цепочку включены (на усмотрение студента): слоги со всеми гласными фонемами; дикционные группы согласных, скороговорки; звучная и беззвучная трели; гортанное стаккато. Дыхание берётся носом, очень коротко ( добор), пропуская в звуковом квадрате любую из долей.
- Работа над дыханием «Дом, который построил Джек». Чтение с планшета на одном дыхании с открытой цезурой; На одном дыхании с закрытой цезурой (без добора дыхания); Чтение всего стихотворения на трели; С дыханием только носом; При смешанном вдохе; Безэмоционально; Эмоционально; С ускорением; С замедлением;
- А. Вертинский «Маленькие актрисы». Чтение наизусть.
- Басня С.Михалков «Иван Иваныч Заболел». Чтение наизусть. В теории: Раскрытие поэтического жанра. Особенности эпохи пост-военного времени.
- Памфлет на выбор: В.Маяковский: «Помпадур», «Подлиза», «Прозаседавшиеся», »Сплетник». Чтение наизусть. В теории: Раскрытие поэтического жанра, его особенности.
- Эпиграмма по выбору студента. Чтение наизусть. В теории: Раскрытие поэтического жанра.
- Е. Вестник « О, бедный мой родной язык». Чтение наизусть
- Проза «Притча». Чтение с планшета. Работа в режиме театра одного актёра. В теории: Раскрытие прозаического жанра.
- «Борьба слушателя с Оратором» Чтение с планшета (полное прочтение). Работа с режиме театра одного актёра. В теории: Публицистический стиль речи. Особенности.
- Орфоэпия, Акцентология , как науки по определению. Логическая пунктуация, акцентологическая вариантность (на примерах) в рамках сценической речи.
Заключение урока: Подведение итогов. Знакомство с темой третьего семестра: «Риторические выразительные средства в поэзии». Задание на лето:
Лирика: Сергей Есенин; Евгений Евтушенко (к 70-летию Победы); Марина Цветаева; Анна Ахматова…