Здесь опубликованы мои ответы на письма, приходящие в личную почту, или на заданные вопросы, раздела "Уроки вокала" моего канала "youtub", с моей точки зрения, заслуживающие внимания, так как повторяются из раза в раз.
- +Татьяна: Посоветуйте что-нибудь. При переходе в голову провал динамикм, звук в 3 раза тише, ребёнку 9 лет. Чем помочь?
- Ответ: Не переживайте на этот счёт абсолютно, это физиология. Звук на головном регистре можно усилить только опорой, у ребёнка нет пока этой физической возможности, появится с возрастом. Самое главное - петь чисто, педагоги и члены жюри это прекрасно понимают и оценят чистоту звучания и использование головного регистра. Если это кульминационный момент и звук должен быть очень ярким и сочным, то выбирайте песню по диапазону ребёнка, или прописывайте бэки верхнего голоса, а ребёнок будет петь в терцию ( например), своим грудным регистром. Других вариантов НЕТ. Успеха!
- Детская патриотическая песня "Мой Папа - Офицер!" Ошибки http://www.youtube.com/watch?v=2ZrN6Gld4rU
Здравствуйте,уважаемая Наталья Викторовна.Извините, что снова Вас беспокою,пожалуйста. если можно, подскажите мне по детскому пению - у Вас замечательная методика преподавания вокала.всегда смотрю Ваши уроки.- а вопрос у меня вот какой. Мальчик 8 лет поет у меня на занятии песенку "Мой папа офицер".Очень у него чистенькое пение, звонкий голосок.Но там есть такое сложное местечко- октава (до 1 октавы- до второй)- и получается, что нижнюю до он поет уверенно- регистр как я это понимаю грудной, а верхнюю- очень легко и аккуратненько- что и есть наверное то самое головное резонирование характерное для деток. И вот эта октавка получается такой неровной по тембру- резкий переход от уверенного звука к слабенькому.Я понизила минус на полтона- получается си- си,но тоже самое происходит. Конечно в 8 лет нет еще той техники и опоры. Может Вы мне что- нибудь подскажите как поработать чтобы эта октавка звучала сочно. Вот этот мальчик на видео поет ее так уверенно- но голос сам по себе от природы сильный.http://www.youtube.com/watch?v=2ZrN6Gld4rU. ( слова с той октавой "беру с него пример"). Прошу прощения за свои вопросы, знаю насколько Вы заняты. И всегда восхищаюсь Вашей огромной положительной энергией!Девочки у Вас замечательные! Спасибо за уроки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ОТВЕТ: Ирина, день добрый. Я послушала мальчика по ссылке и он там ТОЧНО поёт обе ноты грудным регистром, причём, при диапазоне, что позволяет ему это сделать, толчка у него явно не хватает ( нота точна, но, не опёртая всё равно). В песне тональность C-moll, и если Вы понизили на пол тона и Ваш ученик всё равно берёт ноту в фальцетном режиме, значит, его диапазон не позволяет ему спеть грудью…. Если понижать до его возможности верхней ноты, то Вы потеряете низ и середину. Здесь два варианта:
- Вы наоборот поднимаете тональность на тон, чтобы фальцетная нота «ре» второй октавы» звучала сочнее и это произойдёт только при хорошем диафрагмальном толчке воздуха, связки сомкнутся очень хорошо ( в фальцетном режиме, между связками проходит воздух, поэтому звук не такой сочный, как при г исполнении грудным регистром). Тональность, в этом случае, необходимо очень хорошо продумать.
- Вы, оставляете родную тональность, но, меняете верхний ход, исполняя по мелодии не «до» второй, а «ля бемоль» первой октавы..... после "ля бемоля" спуск мелодии пойдёт: Ля бемоль - соль-фа. Это будет по гармонии верно. Конечно, вы меняете авторский вариант песни, но, я не вижу здесь иных вариантов. Мальчик растёт, голос будет меняться, развиваться, так что, лучше пощадить голос.
От чего хочется предостеречь Вас!!!!!!!!!!!!! В ролике я вижу, как ребёнок эпизодически марширует, ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ!!! Голос дрожит, дыхание сбивается. Подобные вещи можно аккуратно проделать в проигрыше, перед кодой, а в песне, ограничится эмоциональным исполнением. Все показы при пении – отсутствие профессионализма, хоть и ребёнок поёт, ВСЁ РАВНО, этого НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ ( показ на ракеты в сторону и так далее…. Всё у него ВПЕРЕДИ, вокалист передаёт вокалом и, если примеряет жесты, то направляет их вперёд…небо у нас, не слева, или справа, чуть подайте жестом руки вперёд и вверх, вот Вам и небо). Зритель должен САМ увидеть картину того, что исполняет певец. Если маршировать всё таки мальчик будет, то, ограничьтесь подъёмом одной ноги, вторая только немного сгибается в колене и ударяется пяткой об пол. Минимально используйте движения агрессивные, они НАВРЕДЯТ певцу.
Успеха Вам, Ирочка.
Здравствуйте. Посмотрела, послушала. Девочка среднестатистическая с сильным, но не полётным голосом, неокрашенным обертонно. Звучит только средняя чистота, нет резонаторной игры ни в верхнем ( Нет опорного зевка), ни в нижнем ( он вообще сиплый, не опёртый, гортань не удерживается мышечной работой) Нижняя часть лица скована, необходимо снимать УЖЕ ЗАФИКСИРОВАННЫЙ ЗАЖИМ и заштампованные движения ( хоть и стояла статично, что хорошо, но, органики я не увидела). Советую Вам взять песню с ноля, очень детскую, простую и такую, которую девочка НИКОГДА не слышала. Песню, которую она спела, поют на конкурсах ВСЕ и, причём раз 5 за конкурс. Все поют вот так, как она и спела, я не слышала ни разу иного преподнесения. Нужно дать новую песенку и работать с самого начала над текстом, воображением, её отношением к песне и только потом, когда выучит мелодию, пусть споёт, как хочет, как чувствует. Потом, начинается наша работа - педагога, СОВМЕСТНО с ребёнком, советуясь с ней, выбирая варианты и аккуратно убеждая в том, что Ваш вариант надёжнее, пусть поверит в Вас ребёнок, что вы ему желаете только добра и победы на конкурсе. Нужно брать песни, в которых есть и пиано и форте, есть развитие, кульминация, где можно дать волю эмоциям, удерживая их ВЕРНОЙ работой дыхания. Данная песня была почти вся на "форте" ( хоть и лирическая, звук форсированный)
Описание звучания голоса в текстовой подаче. Самое первое, что падает на слух – великолепный тембр, который, Вы, Сергей, не даёте послушать, вкусить его, и понять, собственно, его смысл, из-за быстрого темпа прочтения.
ЭТО ПЕРВОЕ, что необходимо учесть.
Второе: Из-за быстрого темпа Ваше дыхание сбивается, слышится суетливо и, во многих местах берётся неверно, разбивая фразу, теряя её смысл, а главное для оратора – ДОНЕСТИ максимально, эмоционально - содержательно текст. Я не «наелась», хотя ОЧЕНЬ аппетитно выглядит Ваше блюдо (ТЕМБР). Эмоциональная окраска почти отсутствует, хотя попытки слышны. В любом тексте, даже научном ( где эмоции запрещены канонами функциональности речи), необходима определённая окраска, подача на зрителя. Дикция встанет на место, как только Вы сдвинете темп в обратную сторону (будете читать медленнее), и расставите акценты в каждом слове. Что это такое, акцент в слове? Ударная фонема, к которой мы идём, но, очень ненавязчиво, отсюда и появляется эмоциональная окраска.
Жду от Вас тексты, поставлю Вам в тексте все цезуры ( места, где Вы ДОЛЖНЫ брать дыхание). Выделю, неверное взятое дыхание, объясню в скобках, куда мы идём по интонации, для 100% понимания текста слушателем.
"Т.е. как я понял, я привык говорить "на расслабоне", а нужно напрягать диафрагму, и нужно приучать себя напрягать ее всякий раз, когда что-то говорю" - .По поводу диафрагмы: Ваши ощущения ВЕРНЫ и, то, что спина Вам отвечает, очень хорошо. Мышцы идут вокруг и у мужчин, задействованы все группы. Если Вы пережмёте её, звука не будет, он будет искажённым ( представьте себе, что Вы сидите на горшке, тужитесь и пытаетесь прочесть стих....это же будет карикатура), а здесь, Вам необходимо отработать механизм, как за рулём механического автомобиля: Короткое дыхание+ выжали сцепление ( диафрагма схватила Ваше дыхание) и медленно стали его отпускать, давя на педаль газа ( пошёл воздух в гортань, связки заработали, стали смыкаться плотно, в зависимости от работы мышц и произношения фонем ( согласные-гласные) + пошёл красивый звук, голос заиграл, окрасился, благодаря артикуляции, осознанной подаче содержания, эмоциональной окраски - машина поехала верным маршрутом не собирая по бокам поребрики.
Ответ Сергея + мои комментарии: "Т.е. как я понял, я привык говорить "на расслабоне", а нужно напрягать диафрагму, и нужно приучать себя напрягать ее всякий раз, когда что-то говорю" - ДА, но, балансируйте.
"А чем плоха постоянная твердая атака, и как мне не придти к ней?" - Ваш голос будет звучать рваным, отрывистым, твёрдая атака предполагает взятие всегда дыхания перед словом, а голос, даже, если это не пение, должен быть таким, как его описывают в сказках: " Ну, а речь - то говорит, будто реченька журчит"
"В жизни я очень мало общаюсь. Чтобы как-то компенсировать речевую практику и натренироваться, я все-таки думаю читать книги вслух. Но читать именно напрягая диафрагму, толкая таким образом воздух. И если я правильно делаю, то через час чтения у меня должна устать спина. Правильно ли я понимаю?" - Вы абсолютно ВЕРНО делаете, читая вслух, НО, чтение не должно вызывать дискомфорт, оно должно быть в кайф. На первых порах, пока Вы будете читать на усиленной работе диафрагмы и читать МЕДЛЕННЕЕ, у Вас возникнет мышечная память, потом, Вы уже не будете испытывать боль в спине и животе, всё встанет на своё место, это войдёт в привычку и Вы сами будете наслаждаться своим голосом, не то, что слушатели. Ещё раз внимательно прочите сравнение с механическим автомобилем, это именно об этом. Машину будет дёргать, если не будет плавного выжимания сцепления и баланса между педалью газа. Мне Ваш тембр ОЧЕНЬ понравился, он нисколько не напрягает ухо другое дело, я сути не поняла сразу, из -за неверной фразировки. УСПЕХА ВАМ!!!!!!!!!!!!!!!!
В ответ на письмо Юлии:
Юленька, прочла - проглотила Ваше письмо, всё прочувствовала и ДАЮ ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ! Не могу обещать осенью вникать глубоко во все движения, много дел на сентябрь - ноябрь, да таких, что по самые ушки буду погружена, но, запись, как обещала, сделаю. Вы сможете её опубликовать. Учитесь у всех и, как ласковый телёнок, что двух маток сосёт, берите только НУЖНОЕ для Вас по ощущениям - ОНИ НЕ ОБМАНЫВАЮТ, причём те, что были в сию секунду, а не надуманные. Пение академическое и эстрадно - джазовое очень разнится, но, основной механизм подачи - ЕДИН. Вы не навредите себе абсолютно, используя больше академическую манеру, а в эстраде и джазе, правофланговым считается кураж, вокальные приёмы и различные техники, осваивайте. Сегодня - субтон с переходом на плотный, смычный звук. Этого НЕТ в академическом пении, вот, Вы и будете разносторонне разбираться в вокале.
Ваш слог чудесный и не наговаривайте на себя, читать - одно удовольствие! Успеха. До связи.
Вчера почитал немного Ваши тексты, очень интересно, еще раз спасибо. Если не в тягость, ответьте на один вопрос пожалуйста. Я делаю артикуляционную гимнастику (развитие языка, губ...), она похожа на то что и Вы предлагаете, но моя "методика" собрана по крохам в интернете и потому есть сомнения в правильности. Решил перейти на Ваши занятия и вот тут возникает вопрос - А как часто надо этим заниматься (сколько дней в неделю), сколько раз в день, и сколько по времени или количество раз делать одно упражнение. И как Вы считаете, весь комплекс проделывать перед чтением аудиокниги, или выборочно какие-то? Желание учиться есть, но не хватает теоретических знаний, а потому стою на месте в своем творческом развитии. До этого я делал каждое упражнение по две минуты, до болей в затылке и горле. мышцы так напрягались, но потом тяжело читать вслух, только через день получается начитать что-то. Это от того что я так решил, что такое время надо на каждое упражнение, поскольку нигде не пишут об этом, а только предлагаются сами упражнения и причем у каждого своя метода.
Извините за назойливость, больше не буду Вас обременять вопросами.